Общероссийский профессиональный союз работников физической культуры, спорта и туризма Российской Федерации

 

 

Профсоюзы формулируют будущее. Генсовет ФНПР обсудил главные социально-экономические вызовы и возможности их преодоления

21 апреля 2021

Заседание Генерального совета ФНПР - это всегда обсуждение наиболее актуальной, значимой, а зачастую и болезненной социально-экономической повестки. На выходе же из коронавирусной реальности обсуждение главных вопросов профсоюзной повестки приобретает в том числе и футурологические, прогностические черты. Каким видится профсоюзам России собственное будущее и будущее сферы труда - в материале “Солидарности”.


СИСТЕМНОЕ НЕРАВЕНСТВО

“Три десятка лет назад в нашей стране начались реформы, вроде бы призванные оздоровить ее экономику - хотя единодушия по поводу диагноза и методов лечения не было, и дискуссии об их целесообразности идут до сих пор. <…> 30 лет назад в советской элите был принят постулат о неэффективности плановой экономики и переходе к рынку, призванному сообщить ей импульс роста. <…> Насколько эффективным было лечение и каково же текущее состояние экономики нашей страны?” - с этого глобального по всем параметрам вопроса началось выступление председателя ФНПР Михаила Шмакова на заседании Генерального совета профцентра, состоявшегося 14 апреля.

Обобщенный ответ на свой вопрос профлидер немедленно дал сам. Из доклада главы ФНПР следовало, что 30 лет страна была далека от благополучия, судя по положению большинства домохозяйств. В последнее же десятилетие страна вовсе двигалась от кризиса к кризису. При этом последний - коронавирусный - несколько отличается от предшественников.

- В отличие от предыдущих, кризис, возникший из-за пандемии новой коронавирусной инфекции, существенно поднял планку ответственности лиц, принимающих решения, и установил приоритет решения социальных задач на качественно иной уровень: теперь решать их нужно не просто ради повышения благосостояния общества или удовлетворения политического запроса, а чтобы цивилизация, страна могла выжить. Связанные с пандемией обвал и последующая существенная перестройка потребительских предпочтений стали для экономики России, проходящей длительный этап стагнации, очередным испытанием, - подчеркнул Михаил Шмаков.

В этих условиях председатель ФНПР предложил обратить внимание на самые болезненные вызовы социально-экономической действительности. Главным можно назвать неравенство заработков и, как следствие, разницу в уровне жизни. Соотношение доходов 10% наиболее богатых россиян и такого же числа самых бедных сейчас - больше 16 раз, а с учетом скрытых доходов расхождение может достигать 28 - 36 раз. Еще глубже разница по доходам в Москве: почти 42 раза. И разрыв продолжает расти.

- Вот как тут опять не вспомнить всеобщий закон капиталистического накопления - экономический закон капитализма, согласно которому рост функционирующего общественного капитала, увеличение размеров и скорости его возрастания сопровождаются увеличением относительного перенаселения и ростом бедности и степени эксплуатации рабочего класса. Накопление богатства на одном полюсе капиталистического общества ведет к накоплению на другом его полюсе безработицы и нищеты, что выражается в относительном, а иногда и в абсолютном ухудшении положения трудящихся. Отсюда нарастание антагонизма между трудом и капиталом, которое ведет к революционному крушению капитализма, - привел Шмаков один из законов, сформулированных Карлом Марксом.

По словам председателя ФНПР, те безобразия, которые творят государственные чиновники (в первую очередь - представляющие финансово-экономический блок в правительстве) по существу способствуют хищническому подходу к человеку со стороны немалой части работодателей.

- Экспроприаторов - экспроприируют. А наши власти пока этого не понимают, - напомнил Шмаков об историческом опыте борьбы с масштабным неравенством.


МИНИМАЛЬНЫЙ ОРИЕНТИР

Критикуя правительственную политику в области экономики, глава ФНПР тем не менее обратил внимание на отдельные успехи в этой сфере, добиться которых удалось в случаях, когда власть прислушивалась к профсоюзам. Так, повышение минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума, возврат к индексации зарплаты работников бюджетной сферы и сохранение курса на достижение показателей майских указов президента Владимира Путина привели к 30-процентному росту реальной зарплаты.

Совместными усилиями уровень среднемесячной начисленной зарплаты за 2020 год доведен до 51 083 рублей. Однако показатель средней зарплаты слабо отражает реальное положение дел из-за сильного перекоса в сторону несопоставимо высоких зарплат небольшого числа людей.

Согласно данным Росстата за апрель 2019 года, половина работников получала меньше 33 тыс. рублей. А по сведениям Пенсионного фонда, на основании которых принимался закон о новой методике расчета МРОТ и прожиточного минимума, - медиана зарплаты составила 30,5 тыс. рублей. По расчетам ФНПР, между тем, актуальный минимальный потребительский бюджет, необходимый для полноценного восстановления затраченных ресурсов, равнялся 41 874 рублям.

- Консервация МРОТ в рамках и в привязке к текущему, явно недостаточному уровню зарплаты обеспечивает рост не благосостояния, а бедности. Напомню, экономически обоснованный уровень минимального потребительского бюджета - более 41 тысячи рублей, именно к нему нужно стремиться не только в целях снижения бедности, но и для обеспечения экономического роста, - уверен председатель ФНПР.

Шмаков напомнил, что задачи повышения благосостояния населения и снижения бедности были сформулированы в майских указах президента РФ 2012 и 2018 годов. Однако, по словам профлидера, реализация указов до сих пор под вопросом. Нет ни одной государственной программы, национального проекта или федерального закона, в котором основной целью стало бы повышение уровня жизни большинства россиян. Обычно целью выбираются другие макроэкономические показатели, а рост зарплаты или дохода возникает в прогнозах как “побочный продукт” достижения иных целей. Но существует этот побочный продукт только в прогнозах, и они регулярно не сбываются. Так рост доходов и остается лишь на бумаге - то ли на память, то ли для изучения экономических теорий и практики историками. Причины, по которым никак не возобновится экономический рост, ежегодно ожидаемый правительством в соответствии со стратегиями, прогнозами и концепциями, всегда разные, и почему-то при этом постоянно игнорируется внутренний спрос.

- Необходим переход от полумер и временных решений, направленных на латание дыр, к целенаправленной и общегосударственной политике по повышению благосостояния граждан, прежде всего за счет роста зарплат, - уверен профлидер.

Основным шагом такой политики должно стать решение проблем с оплатой труда работников бюджетной сферы. В стране до сих пор не разработана новая система оплаты труда для них. Несмотря на позицию Конституционного суда и заявление президента о необходимости законодательного закрепления минимального оклада работника бюджетной сферы на уровне не ниже МРОТ, соответствующие нормы так и не приняты.

После критики, прозвучавшей в выступлении лидера ФНПР, микрофон перешел к социальным партнерам в лице сначала председателя Пенсионного фонда РФ Андрея Кигима, а затем - директора департамента занятости населения и трудовой миграции Минтруда Михаила Кирсанова. Гости выступили в дружественном оптимистическом ключе “вместе мы сможем сделать многое”.


ПОДТЯНУТЬ ОТСТАЮЩИХ

В Год организационного и кадрового укрепления профсоюзов члены Генсовета не могли оставить без внимания внутренние проблемы профструктуры. Вывод: поблажек для отстающих и теряющихся профсоюзов больше не будет. Так, два отраслевых профсоюза решением Генсовета были исключены из рядов ФНПР. Состав организации покинули профсоюз работников предприятий с иностранными инвестициями РФ и независимый профсоюз работников охранных и детективных служб РФ. Членство первого из перечисленных союзов прекращено из-за его ликвидации, второй исключен из ФНПР “в связи с неуплатой членских взносов”.

- Эти два решения связаны с тем, что данные профсоюзы перестали работать, перестали существовать, утратили связь с коллегами, - сообщил Шмаков. По словам председателя ФНПР, такая ситуация должна стать примером для некоторых профорганизаций, которые теряют членство из-за отсутствия ресурсов на эффективную работу.

Шмаков отметил, что наиболее правильный способ борьбы с таким явлением - объединение отраслевых профсоюзов, работающих в схожих отраслях экономики. Он призвал отраслевые профсоюзы, оказавшиеся в тяжелом положении, оперативно и своевременно принимать соответствующие решения и пообещал консультативную поддержку ФНПР в этом вопросе.


ПОТЕРИ И ПРИЧИНЫ

Детально тему организационного укрепления развернул в своем докладе зампредседателя ФНПР Давид Кришталь.

Хотя ФНПР остается (с огромным отрывом) самой крупной общественной организацией страны и каждый год в нее вступает больше миллиона человек, людей она теряет еще больше и быстрее. Многолетняя тенденция к снижению численности по-прежнему сохраняется. Это беда всего мирового профсоюзного движения, да и причины - во многом объективные.

“Но не только!” - подчеркнул Давид Кришталь, приглашая сосредоточиться на тех вещах, на которые профсоюзы могут - и должны - повлиять.

Основными причинами падения численности он назвал внутренние факторы: недостаточно эффективную защитную деятельность профорганизаций по решению конкретных проблем работников, отсутствие необходимой информации о профсоюзах, неспособность или нежелание территориальных организаций отраслевых профсоюзов создавать новые первички, отсутствие специалистов по органайзингу, слабое финансирование работы по увеличению членства.

В пользу аргумента о слабой информированности зампред ФНПР привел в пример результаты социологического исследования, проведенного в феврале этого года Кубанским институтом социоэкономики и права - филиалом Академии труда и социальных отношений.

Исследование выясняло отношение молодежи к профсоюзному движению и обнаружило, что основная причина того, что молодые люди не вступают в профсоюз, - недостаток информации об их деятельности. На это пожаловались 62% респондентов.

Однако, справедливости ради, надо добавить: большинство вновь вступающих в ряды профсоюзов сегодня - именно молодые люди в возрасте до 35 лет. К началу этого года доля молодежи среди членов ФНПР достигла 36%.


К ЕДИНСТВУ СИЛЬНЫХ

Давид Кришталь развил тему объединения и укрупнения, затронутую Михаилом Шмаковым.

Из 38 членских организаций 17 насчитывают меньше 100 тыс. членов - а значит, не в состоянии содержать необходимых специалистов, обеспечивать нормальную работу своих территориальных организаций и, соответственно, эффективно вести деятельность.

Путь для слабых - только один: объединение. Кстати, за последние 10 лет на этот шаг пошли только восемь общероссийских профсоюзов, на базе которых возникли два новых: профсоюз гражданского персонала Вооруженных Сил России и Российский профсоюз работников промышленности.

О готовности к объединению объявил недавно и Межрегиональный профсоюз работников пищевых, перерабатывающих отраслей и смежных видов экономической деятельности РФ, который на своем съезде 15 марта утвердил организационную комиссию по объединению с Российским профсоюзом работников рыбного хозяйства.

Но этого в масштабах российского профсоюзного движения все еще недостаточно, считают в ФНПР.

Печально выглядит ситуация в “среднем звене” профструктуры (территориальные организации отраслевых профсоюзов). По статистике ФНПР, меньше половины (44%) руководителей теркомов - освобожденные. В штате нередко предусмотрена только одна оплачиваемая единица: председатель.

Председатель плюс бухгалтер на полставки - распространенный вариант организации работы. Или другая версия: один человек вынужден возглавлять одновременно два обкома (крайкома). Понятно, что такие условия резко сужают возможности даже самых активных руководителей.

Другая беда - низкая дисциплина, игнорирование решений и рекомендаций органов ФНПР со стороны профорганизаций. Богатой на такие факты оказалась нынешняя отчетно-выборная кампания, когда в ряде регионов были зафиксированы явные нарушения в порядке внесения изменений в уставы профобъединений, проведения конференций, выдвижения и избрания председателей.

Критически прошелся зампред ФНПР по общей организации работы с кадрами, по информационной деятельности. Что касается кадрового вопроса - тревогу вызывает уже тот факт, что треть всех руководителей членских организаций перешагнули 65-летний возраст, а кадровый резерв используется неэффективно либо вовсе не используется.

Рецепт преодоления этих и других недостатков структуры руководство ФНПР видит в старом добром принципе демократического централизма. От раздробленности слабых - к единству сильных.

- В сегодняшних условиях нам необходима строжайшая дисциплина и неукоснительное соблюдение наших уставных взаимоотношений, - отметил Кришталь.


КАНДИДАТЫ - ЛИДЕРЫ

В сентябре 2021 года россиянам предстоит определиться с новым составом Государственной думы. Что, конечно, актуализирует вопрос отношений профсоюзов и кандидатов в депутаты, избирающихся при профсоюзной поддержке. На это в своем докладе обратил внимание зампредседателя ФНПР Александр Шершуков, проанализировавший опыт участия профсоюзов в политической жизни страны и предложивший на практике, а не на словах поддерживать кандидатов в депутаты, ранее одобренных членскими организациями профцентра.

- Раз решили поддерживать, то нужно пропагандировать и агитировать в их пользу, - подчеркнул Шершуков.

В то же время зампред ФНПР отметил: когда станет ясен масштаб “исхода” профактивистов во власть, нужно будет поручить комитету политического анализа ФНПР разработать “единый реестр профсоюзных кандидатов, которые готовы подписаться под рамочными общепрофсоюзными обязательствами”.

По его словам, такими могли бы стать обязательство при голосовании учитывать позицию ФНПР и обязательство руководствоваться и поддерживать программу нормотворческой деятельности, принятую ФНПР.

- Это не является панацеей. Но это будет публичным зафиксированным обязательством, которое, возможно, поможет нашим коллегам обосновать свою приверженность профсоюзной позиции во время конкретных голосований, - полагает Александр Шершуков. - Профсоюзы и профсоюзные депутаты слишком долго прожили в “гражданском” браке. Пора формализовать отношения, иначе это может выглядеть неприлично в связи с большим количеством “потомства” в виде законов, поддержанных профсоюзами, а также некоторого количества законов, что называется, “нажитых на стороне”.

С ним в целом согласился другой зампред ФНПР и действующий депутат Госдумы РФ Андрей Исаев:

- Согласен с предложением Александра Владимировича, о том, что, возможно, необходимо закрепить взаимоотношения кандидатов, которые будут поддержаны профсоюзами, и профсоюзов какими-то специальными договорами. При этом хочу обратить внимание на то, что договор - это улица с двусторонним движением. Если кандидат принимает на себя обязательства, он должен понимать, какую организационную, информационную и финансовую помощь оказывают ему профсоюзы для обеспечения избрания.

По словам Исаева, депутатам будущего думского созыва предстоит существенно менять и актуализировать Трудовой кодекс, закон о занятости. В частности, речь идет о возвращении страхования от безработицы, о проработке законодательной базы в отношении самозанятых, а также о внесении поправок в закон о профсоюзах:

- Все это, скорее всего, будет рассматриваться восьмым созывом Госдумы. Поэтому там, конечно же, необходима депутатская группа “Солидарность”, работающая в тесном контакте с ФНПР, обеспечивающая влияние профсоюзов при принятии этих важнейших законопроектов.

Материал подготовлен при участии Ирины Середкиной


Источник: https://www.solidarnost.org/articles/profsoyuzy-formuliruyut-buduschee.html

Короткая ссылка на новость: https://profsporttur.ru/~7RO6m